Почему снг не стал новым ссср и какова его роль сейчас? несколько малоизвестных фактов о содружестве

Так какую же роль СНГ играет сейчас?

Дискуссии о реальном значении СНГ для входящих в него стран продолжаются – кто-то считает этот формат полностью исчерпанным и неспособным решать серьезные конфликты, а кто-то напоминает о все еще действующих многочисленных соглашениях.

Среди соглашений, например, есть важный документ для пенсионеров – принципы начисления и выплаты пенсий, если пенсионер имеет стаж в двух или более странах СНГ. Правда, эти соглашения фактически работают отдельно от самого СНГ, а некоторые из них уже были разорваны.

С другой стороны, СНГ оказалось не очень эффективным с точки зрения решения сложных конфликтов. Например, в 2008 году в Грузии или начиная с 2014 года в Украине. Но не стоит требовать от СНГ чего-то сверхъестественного – это межгосударственное, а не надгосударственное объединение. Другими словами, это координационный совет, но никак не орган управления – и реальной власти у Исполкома СНГ быть не может.

Внутри СНГ все еще есть границы, причем между некоторыми странами они крайне напряженные (пример – границы Армении и Азербайджана или Таджикистана и Узбекистана), общий рынок есть только у 5 стран, все еще существуют торговые ограничения.

При этом растет роль других объединений – того же СНГ, ЕАЭС или Евросоюза, который уже заключил соглашения об ассоциации с Украиной, Молдавией и Грузией.

Вероятно, роль СНГ будет снижаться и дальше – вплоть до того, что от него останутся только действующие соглашения. Правда, многие авторы склонны считать, что СНГ уже выполнило свою функцию – помогло «цивилизованно» разделить СССР, а для остального этот формат уже не подходит.

Плюсы и минусы переезда

Преимущества иммиграции в Польшу:

  • Официальное трудоустройство. Владельцы польского ПМЖ могут работать на территории страны без необходимости дополнительного оформления разрешений и получать польскую зарплату — минимум 2600 PLN (640 USD).
  • Свободное передвижение по Европе. Иностранцы с картой постоянного резидента могут путешествовать по странам Шенгенского соглашения без виз. Период, в течение которого легально можно находиться в других государствах, не должен превышать 90 дней в полугодии.
  • Право вести собственный бизнес. Разрешается приобрести или создать компанию, ведущую деятельность в любом направлении с возможностью развиваться на европейском рынке. Кроме того, в Польше предусмотрена довольно низкая ставка налога на прибыль — 19 %.
  • Доступ к медицинским услугам. Иностранцы, которые легально находятся на территории страны, могут обращаться в польские клиники для диагностики и лечения заболеваний. При переезде в Польшу по карте поляка экстренная медицинская помощь предоставляется бесплатно.
  • Возможность получения образования. Иностранцы с ПМЖ могут поступить на государственную форму обучения с правом получения стипендий.
  • Доступ к европейским банкам. Резидентам Польши разрешается обращаться в финансовые учреждения для получения кредитов с выгодными процентными ставками, открывать депозитные счета и проводить другие денежные операции. Например, для покупки жилья можно оформить ипотеку под 3,8%.

Трудности, возникающие при иммиграции:

  • Адаптационный период. После переезда иммигрантам необходимо привыкнуть к новым условиям проживания, освоить правила, которые действуют в обществе, а на всё это требуется время и желание приложить усилия.
  • Необходимость знания языка. Минимальный уровень владения польским языком существенно упрощает процесс поиска работы, позволяет более эффективно коммуницировать с местными жителями и быстрее находить решение возникающих вопросов.
  • Отсутствие родственников и друзей. Не все могут переехать жить в Польшу семьями. Многие россияне, украинцы, белорусы решаются на иммиграцию без кого-либо из близких и только после успешного обустройства могут забрать к себе супругов, детей, родителей.
  • Меньший, по сравнению с другими странами ЕС, доход. Польша предоставляет хорошие условия оплаты труда, но другие государства ЕС, такие как Германия, Италия, Швеция, гарантируют более высокую зарплату.

Номера польского

Эмиграция поляков, относительно скромная в первое десятилетие или около того после падения коммунизма в 1989 году, значительно увеличилась в конце 1990-х, при этом доля эмигрантов в общей численности населения Польши выросла с 0,5% (~ 100 000) в 1998 году до 2,3%. (~ 600 000) в 2008 году. Процент молодых людей, посещающих университеты, также резко увеличился с 1989 года, что привело к «переполнению мозгов» к тому времени, когда Польша присоединилась к Европейскому Союзу в 2004 году. Число молодых людей, говорящих по-английски, удвоилось всего за одно десятилетие. с 1996 по 2008 гг.

С момента открытия рынка труда после присоединения Польши к Европейскому Союзу в 2004 году Польша испытала массовую миграцию за границу более 2 миллионов человек. По состоянию на 2011 год 52 из 1000 польских граждан жили за пределами страны; По оценкам Центрального статистического управления Польши (GUS), в 2,2 миллиона человек , а журналисты — в 2,6–2,7 миллиона. Статистические данные GUS показывают, что число польских иммигрантов, долгое время проживающих за границей, выросло с 0,7 миллиона в 2002 году до пикового числа почти 2,3 миллиона в 2007 году, а с тех пор снизилось до 2 миллионов к 2010–2011 годам. Он оставался относительно стабильным на этом уровне в течение короткого периода после неопределенности глобальной рецессии 2007–2008 годов. К декабрю 2015 года 12% польского трудового населения уехало в Великобританию, чтобы работать там.

Согласно опросу 2013 года, примерно 14% взрослых поляков работали за границей с 2004 года (примерно четверть в течение более года); 69% имеют члена семьи близкого друга, который живет за границей, и примерно 24% открыты для иммиграции. Большинство польских мигрантов или тех, кто собирается уехать, молодые; Согласно опросу 2014 года, примерно 90% поляков в возрасте до 34 лет рассматривали возможность миграции. Примерно за последнее десятилетие наметилась явная тенденция к тому, что мигранты все чаще становятся молодыми и хорошо образованными.

Люди польского происхождения, работающие в Великобритании, 2003–2010 гг.

Согласно опросу 2007 года, примерно для 29% польских эмигрантов работа за границей — первая работа в их жизни.

Профессор Кристина Игличка подсчитала, что в 2013 году эмигрировало до полумиллиона поляков. По состоянию на 2011 год примерно 80% польских эмигрантов поселяются в странах Европейского Союза . По состоянию на 2013 год самая большая группа современных Полоний находится в Соединенном Королевстве (550 000), за ней следуют Германия (425 608) и Франция (350 000 по состоянию на 2012 г.). Значительное присутствие Польши также можно найти в Ирландии (115 000 на 2013 год), в Италии (94 000 на 2011 год) и в Нидерландах (103 000 на 2013 год). По состоянию на 2011 год, самые большие группы недавних польских эмигрантов за пределами ЕС были в Соединенных Штатах (243 000) и в Канаде (52 000). Число поляков в Норвегии , которая сама не является членом ЕС, в последнее время значительно увеличилось (с 43 000 в 2011 году до 71 000 в 2013 году).

В разных регионах Польши характер эмиграции существенно различается; по состоянию на 2011 год воеводствами Польши с наибольшим количеством эмигрантов были Опольское воеводство (10,6%), Подляское воеводство (9,1%), Подкарпатское воеводство (8,4%) и Варминско-мазурское воеводство (7,5%), в отличие от гораздо меньшего количества эмиграции. процент из Мазовецкого воеводства (2,8%), Лодзинского воеводства (2,9%) и Великопольского воеводства (3,1%). В целом эмиграция выше в более бедном восточном регионе Польши .

СНГ создали одновременно с распадом СССР

О том, что происходило в СССР в начале 90-х годов, написаны тысячи книг. Но историю создания Содружества Независимых Государств (СНГ) обсуждают не так активно, хотя распад СССР и создание СНГ имеют отношение к одному событию.

Процесс распада СССР был очевиден уже в 1990-м году, и спасти союз предлагалось разными способами. Например, Михаил Горбачев предлагал проект нового Союзного договора, в котором СССР сохранялся бы уже как федерация суверенных республик. Затем был Всесоюзный референдум, на котором жители 9 проголосовавших республик высказались за сохранение СССР, а потом всерьез обсуждался проект «нового СССР» – только вместо «Социалистических» республик его предлагали создать из «Суверенных».

Работа над новым договором была прервана из-за августовского путча, а потом ее возобновили – но в новой версии это был уже Союз Суверенных Государств (ССГ) в форме конфедерации. В ноябре 1991 года президент СССР Михаил Горбачев и главы 7 республик объявили о готовности подписать договор о создании ССГ. Правда, потом Украина провела на своей территории референдум, в ходе которого жители поддержали Акт о независимости от 24 августа. Соответственно, Украина уже «выпадала» из ССГ как конфедерации, и нужно было что-то делать.

Этим «чем-то» в итоге стало Беловежское соглашение. Что интересно, представители России, Белоруссии и Украины изначально даже не знали, что именно в итоге подпишут – обсуждать собирались поставки нефти и газа, и заодно обсудить вопросы взаимоотношений в новой реальности.

В результате 8 декабря 1991 года в Беловежской пуще собрались президенты России (Борис Ельцин), Украины (Леонид Кравчук) и председатель Верховного совета Республики Беларусь (Станислав Шушкевич), которые констатировали, что «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Деятельность всех органов СССР на территории этих трех стран полностью прекращалась.

Но вместе с тем, стороны договорились создать Содружество Независимых Государств – СНГ. Это Содружество уже не имело признаков даже конфедерации – стороны пообещали лишь, что будут развивать сотрудничество своих народов в разных сферах, сокращать вооружения, согласовывать социальную политику и т.д.

Говоря проще, сам по себе факт создания СНГ – это констатация факта распада СССР. И именно СНГ должно было стать заменой Советскому Союзу – но уже в виде сотрудничества равных суверенных стран.

Роль Российской Федерации в организации

Россия представляет собой одно из государств-учредителей Содружества и тесно сотрудничает с другими субъектами с начала его деятельности. В системе «Россия — СНГ» существует ряд направлений, по которым осуществляется сотрудничество:

  • промышленность и торговля;
  • сельское хозяйство;
  • сектор строительства;
  • транспортная система транспорта и коммуникаций;
  • научная и образовательная системы;
  • финансовый сектор;
  • военно-оборонительный комплекс;
  • вопросы безопасности и противодействия терроризму.

В рамках СНГ Российской Федерацией введён упрощённый въездной режим в отношении граждан всех стран-участниц. Если говорить об экономической стороне, то торговый оборот России с субъектами Содружества варьируется в пределах 50 млрд долларов в год. А также между странами, вовлечёнными в функционирование организации, сохраняются тесные культурные связи, что обусловлено общей многолетней историей.

Экономика

В 1994 году между странами СНГ были начаты переговоры о создании зоны свободной торговли (ЗСТ), но соглашение не было подписано. Предлагаемое соглашение о свободной торговле охватывало бы все двенадцать тогдашних членов СНГ и участников договора, за исключением Туркменистана.

В 2009 году было начато новое соглашение о создании ЗСТ, Соглашения о свободной торговле СНГ (CISFTA). В октябре 2011 года новое соглашение о свободной торговле подписали восемь из одиннадцати премьер-министров СНГ; Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан и Украина на встрече в Санкт-Петербурге. Первоначально договор ратифицировали только Россия, Беларусь и Украина, однако к концу 2012 года Казахстан, Армения и Молдова также завершили ратификацию. В декабре 2013 года Узбекистан подписал, а затем ратифицировал договор, в то время как оставшиеся две подписавшие стороны, Кыргызстан и Таджикистан позже ратифицировали договор в январе 2014 и декабре 2015 года соответственно. Азербайджан — единственное полноправное государство-член СНГ, не участвующее в зоне свободной торговли.

Соглашение о свободной торговле отменяет экспортные и импортные пошлины на некоторые товары, но также содержит ряд исключений, которые в конечном итоге будут отменены. На том же заседании в октябре 2011 года было подписано соглашение об основных принципах валютного регулирования и валютного контроля в СНГ.

Коррупция и бюрократия — серьезные проблемы для торговли в странах СНГ.

Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил членам СНГ заняться цифровизацией для модернизации экономики стран СНГ.

Единое экономическое пространство

После обсуждения создания единого экономического пространства между странами Содружества Независимых Государств (СНГ) России, Украины , Белоруссии и Казахстана , принципиальная договоренность о создании этого пространства была объявлена ​​после встречи в Подмосковье. Ново-Огарево, 23 февраля 2003 года. Единое экономическое пространство будет включать в себя наднациональную комиссию по торговле и тарифам , которая будет базироваться в Киеве , первоначально будет возглавляться представителем Казахстана и не будет подчиняться правительствам четырех стран. . Конечной целью была бы региональная организация, которая была бы открыта для присоединения и других стран, и в конечном итоге могла бы привести даже к единой валюте.

22 мая 2003 года Верховная Рада (украинский парламент) проголосовала 266 голосов за и 51 против создания единого экономического пространства. Однако большинство считает, что победа Виктора Ющенко на президентских выборах 2004 года нанесла серьезный удар по проекту: Ющенко вновь проявил интерес к членству Украины в Европейском Союзе, и такое членство несовместимо с предполагаемым общим экономическим пространством. Преемник Ющенко Виктор Янукович заявил 27 апреля 2010 года, что «вступление Украины в Таможенный союз России, Беларуси и Казахстана сегодня невозможно, поскольку экономические принципы и законы ВТО не позволяют этого, мы разрабатываем нашу политику в соответствии с принципами ВТО». . Украина является членом ВТО с 2008 года.

Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России таким образом был создан в 2010 году единого рынка было предусмотрено в 2012 году, но вместо того, чтобы таможенный союз был переименован в Евразийский Таможенный союз и расширена за счет включения Армении и Кыргызстана в 2015 году.

Экономические данные

Данные взяты из  Статистического управления ООН и Всемирного банка .
Страна Население (2018) ВВП (долл. США) Рост ВВП (2012 г.) ВВП на душу населения Индекс человеческого развития (2017)
2007 г. 2012 г. 2007 г. 2012 г.
Беларусь 9 452 617 45 275 738 770 65 685 000 000 4,3% 4 656 6 940 0,808
Казахстан 18 319 618 104 849 915 344 196 642 000 000 5,2% 6 805 11 700 0,800
Кыргызстан 6 304 030 3 802 570 572 6,197,000,000 0,8% 711 1,100 0,664
Россия 145 734 038 1 294 381 844 081 2 022 000 000 000 3,4% 9 119 14 240 0,816
Таджикистан 9 100 835 3 695 939 000 7 263 000 000 2,1% 526 960 0,650
Узбекистан 32 476 244 22 355 214 805 63 622 000 000 4,1% 831 2137 0,710
Азербайджан 9 949 537 33 049 426 816 71 043 000 000 3,8% 3 829 7 500 0,757
Молдова 4 051 944 4 401 137 824 7 589 000 000 4,4% 1,200 2100 0,700
Армения 2 951 745 9 204 496 419 10 551 000 000 2,1% 2,996 3500 0,755

Параллельные проекты – СГ, ЕАЭС и не только

Сейчас роль СНГ во взаимодействии между постсоветскими странами постепенно сводится к минимуму. Если сначала СНГ считали новым шансом для взаимной экономической интеграции, то сейчас большая часть отношений между странами переходит в другие интеграционные объединения.

Первым и главным из них остается Евразийский экономический союз (ЕАЭС), который прошел долгий путь от Таможенного союза и Единого экономического пространства до полноценного объединения. В частности, на территории ЕАЭС с 2018 года действуют единые таможенные правила (по сути, любой импорт/экспорт идет уже по правилам не отдельной страны, а всего союза).

Начинался он как объединение России, Белоруссии и Казахстана, но сейчас в состав ЕАЭС входят также Киргизия и Армения, а Таджикистан и Узбекистан уже несколько лет периодически говорят о вступлении в союз.

Суть ЕАЭС в том, что в рамках союза обеспечиваются «четыре свободы» – это свобода для перемещения:

  • товаров;
  • услуг;
  • капитала;
  • рабочей силы.

В основном это сводится к тому, что граждане других стран ЕАЭС могут работать в России без оформления патентов и без ограничений передвигаться между странами.

Как считает Олег Богданов из QBF, именно создание Таможенного союза, а потом ЕврАзЭ и ЕАЭС можно считать важнейшим событием в истории СНГ:

Другими словами, ЕАЭС – это сокращенная версия СНГ, участники которого договорились полностью открыть свои рынки друг другу. Правда, большинство аналитиков считают, что без транзитной роли Украины ЕАЭС теряет значительную часть своего потенциала.

Однако кроме ЕАЭС на территории СНГ есть и другие объединения. Например, с 1998 года между Россией и Белоруссией действует «Договор о создании Союзного государства». Это государство – достаточно условное, хотя в перспективе оно может иметь единые налоговые и валютные системы. Между РФ и РБ ограничения для людей, товаров и капитала минимальны – хотя до полной интеграции еще далеко (а в 2019-2020 годах отношения ухудшились).

Среди других объединений на территории СНГ – ГУАМ, это союз Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии. Сейчас все 4 страны объединяют проблемы в экономике и наличие территориальных конфликтов, а власти Украины всерьез намерены дать новую жизнь этому союзу в противовес России и ЕАЭС.

Межпарламентская ассамблея

Межпарламентская ассамблея является межгосударственным органом СНГ, цель которого — обеспечить тесное парламентское сотрудничество между странами-участницами, а также обсуждение и реализация совместных проектов, представляющих взаимный интерес для союзных государств.

Также ассамблея разрабатывает законодательные акты рекомендательного характера, которые содержат типовые нормы и дают нормативную ориентацию для законодательства. Помимо этого, участники заседаний содействуют обмену правовой информации между странами. Подобное законотворчество может иметь и императивные нормы, указывающие, к примеру, сколько времени желательно тратить на обсуждение типовой проблемы.

Многие из принятых ассамблеей документов послужили основанием для международных договоров между странами (к примеру, Договор о сотрудничестве государств в борьбе с терроризмом или Соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ). Также этот орган СНГ внёс весомый вклад в мирное урегулирование конфликтов между странами. В 1994 году была создана примиренческая миссия в Нагорном Карабахе, в 2000-х — регулярный мониторинг ситуации на Северном Кавказе и пр.

Помимо этого, межпарламентская ассамблея ведёт просветительско-пропагандистскую и исследовательскую деятельность (в основном — среди студентов), цель которой — популяризация истории парламентаризма, воспитание правовой грамотности среди населения. С 2007 года ежегодно организовываются так называемые Таврические чтения, итогом которых становится публикация научных статей как известными историками и учёными, так и учащимися ВУЗов.

Направления деятельности

Основные направления деятельности касаются демографических проблем, преодоления конфессиональной нетерпимости, развития экономических взаимосвязей. В вопросах гуманитарной деятельности осуществляется обмен специалистами, организуются мероприятия по повышению квалификации при внедрении инновационных технологий. Миграционная политика облегчает перемещение граждан республик в поисках работы.

Армии СНГ проводят совместные учения, взаимодействуют в вопросах охраны границ. Разрабатываются планы по совместной защите территории СНГ, создана объединенная система ПРО.

Что мы узнали?

Мы узнали расшифровку СНГ, состав организации, этапы развития. Мы познакомились с историей создания союза, направлениями его деятельности. Взаимодействие в различных сферах создает благоприятные условия для развития стран-членов СНГ.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Цели организации

Среди целей Содружества стоит выделить следующие:

  • взаимодействие в таких областях, как политическая, экономическая, экологическая, гуманитарная, культурная и прочие;
  • всецелое развитие стран-участниц в пределах общего экономического пространства, плодотворного взаимодействия между государствами и интеграционного процесса;
  • соблюдение прав и свобод человека;
  • кооперация в поддержании мира и безопасности на международном уровне, достижении повсеместного разоружения всеми игроками международных отношений;
  • взаимопомощь в правовой области;
  • мирное урегулирование спорных и конфликтных ситуаций между странами-участниками организации.

Военный

Члены совета в Москве в 2017 году

Устав СНГ учреждает Совет министров обороны, на который возложена задача по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ. С этой целью Совет разрабатывает концептуальные подходы к вопросам военной и оборонной политики государств-участников СНГ; разрабатывает предложения, направленные на предотвращение вооруженных конфликтов на территории государств-членов или с их участием; дает экспертные заключения по проектам договоров и соглашений по вопросам обороны и военного строительства; выносит соответствующие предложения и предложения вниманию Совета глав государств СНГ. Также важна работа совета по сближению правовых актов в области обороны и военного строительства.

Важным проявлением интеграционных процессов в сфере военного и оборонного сотрудничества государств-участников СНГ является создание в 1995 году единой системы противовоздушной обороны СНГ. За прошедшие годы личный состав объединенной системы ПВО СНГ увеличился вдвое на западной, европейской границе СНГ и в 1,5 раза на его южных границах.

Когда Борис Ельцин стал министром обороны РФ от 7 мая 1992 года Евгений Шапошников был назначен главнокомандующий вооруженными силами СНГ ( России : Объединенные Вооружённые Силы снг ), и его сотрудников были выброшены из MOD и Генерального штаба зданий и предоставлены офисы в бывшей штаб-квартире Варшавского договора на Ленинградском проспекте, 41 на северной окраине Москвы. Шапошников ушел в отставку в июне 1993 года.

В декабре 1993 г. был упразднен штаб Вооруженных сил СНГ. Вместо этого «Совет министров обороны СНГ создал в Москве штаб-квартиру по координации военного сотрудничества стран СНГ, 50% финансирования которой обеспечивает Россия». Генерал Виктор Самсонов назначен начальником штаба. Штаб-квартира переехала по адресу 101000, Москва, Сверчков переулок, 3/2, а Ленинградский проспект, 41, теперь перешел в собственность другого российского министерства обороны.

Начальники генеральных штабов СНГ высказались за объединение своих национальных вооруженных сил.

Цели стран СНГ

СНГ – это крупная региональная международная организация. Работа такой крупной политико-экономической единицы многогранна, имеет много уровней.

Сотрудничество строится гибко, с учетом разной степени готовности к интеграционным процессам.

Можно выделить несколько ключевых сфер совместной деятельности:

  • права и свободы граждан;
  • взаимодействие и координация на внешнеполитической арене;
  • координация и унификация таможенной и экономической составляющих;
  • работа над совместными инфраструктурными и транспортными проектами;
  • формирования общего рынка труда;
  • здравоохранение и экология;
  • контроль и оптимизация социальной и миграционной обстановок;
  • правоохранительная деятельность;
  • единая оборонная политика и охрана общих границ.

Одним из важнейших шагов,
позволивших интенсифицировать взаимную интеграцию стало подписание договора о
зоне свободной торговли.

Организация работает в направлении унификации налоговой и финансовой систем, развивает товарооборот между государствами и проводит активную деятельность в политическом поле.

Важнейшими текущими задачами являются также улучшение демографической ситуации и борьба с различными проявлениями нетерпимости религиозной и национальной.

Наблюдается также особое отношение Узбекистана к процессам интеграции. С точки зрения руководителей этой среднеазиатской страны необходимо формировать и совершенствовать механизмы взаимодействия, необходимую инфраструктуру и добиться выравнивания в уровне развития экономик прежде, чем переходить к более тесному межгосударственному взаимодействию.

Тем не менее, Узбекистан проявляет все более активную позицию. Так недавно государство присоединилось к двум соглашениям СНГ, став участником совета по гуманитарному сотрудничеству и совета по межрегиональному и приграничному сотрудничеству СНГ.

В первом – непосредственное участие будет принимать Минкульт Узбекистана, а во втором министерства промышленности и экономики.

Какие страны и при каких обстоятельствах делали заявления о выходе из СНГ

В 2008 году после операции «Принуждения к миру» проведенной Россией в отношении Грузии, парламент этой страны постановил выйти из СНГ.  Таким образом с 18 августа 2009 года Грузия перестала быть членом организации.

Украина всегда имевшая особый статус учредителя организации не присоединившегося к уставу окончательно порвала с союзом в 2018 году из-за политических разногласий с Россией.

Остается болезненной и тема урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Карабахская проблема имеет долгую историю и обострилась в постперестроечные годы.

Особую остроту конфронтация приняла в 1991 – 1995 годах, когда с обеих сторон велись настоящие военные действия.

Столкновение закончилась подписанием Бишкекского протокола о перемирии. Ситуация могла привести к недовольству одной из сторон и ультимативному выходу из состава СНГ.

Но к счастью, были приняты грамотные политические решения и оба государства остаются в организации, которая, в том числе, является гарантом сохранения мира в регионе.

Еще одна точка напряженности существует в Молдавии. Это Приднестровский конфликт, который не урегулирован в полной мере до сих пор. Совместные усилия миротворческих сил РФ и Молдавии стабилизируют обстановку в регионе.

Членство в СНГ для Молдавии важно, так как идеологические границы, разделяющие страну, имеют еще и территориальный характер. Сторонники интеграции с Россией, русскоязычное население сосредоточено в Приднестровье и не заинтересовано в романизации

Лишь оставаясь в рамках экономической и политической интеграции со странами бывшего СССР, страна в состоянии обеспечить целостность.

Состав СНГ

В первую очередь, Россия, Беларусь, Казахстан (как организаторы создания СНГ). Затем список расширился – вошли Армения, Молдавия, Украина, Азербайджан, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Грузия, Киргизия. Содружество Независимых государств (СНГ) было основано в 1991 году почти сразу после распада Советского Союза. Стоит отметить, что данная организация не является надгосударственной и обязательной для всех членов – быть участником можно добровольно. В 1991 году три страны – Беларусь, Россия и Украина – подписали соглашение о создании СНГ. Дело проходило в знаменитой Беловежской пуще, поэтому и название соглашений – Беловежские. Зимой, в декабре 1991 года, в столице Туркмении, Ашхабаде, прошла встреча еще пяти стран — бывших республик СССР. Это Киргизия, Казахстан, Туркмения, Узбекистан и Таджикистан.

Там также было подписано соглашение, но с некоторыми оговорками – так, другие страны должны признать эти пять участников полноправными и равными себе членами организации. И первая встреча стран прошла в Алма-Ате. Правда, там к уже упомянутым государствам присоединились еще Азербайджан, Армения и Молдавия. Совещания вообще периодически проводятся поочередно в столицах стран СНГ. На основе первой встречи члены содружества приняли Алма-Атинскую декларацию, в которой подтверждается обещание бывших республик сотрудничать в различных областях внешней и внутренней политики, а также объявляются гарантии выполнения международных обязательств бывшего Советского Союза.

Взаимодействие стран в рамках СНГ осуществляется через его координирующие органы: Совет глав государств, Совет глав правительств, советы министров иностранных дел, министров обороны, командующих Пограничными войсками, Межпарламентскую Ассамблею, исполнительный комитет (правопреемник Исполнительного секретариата), Межгосударственный экономический комитет экономического союза.

Присутствует еще такой орган, как Совет коллективной безопасности, который принял такие документы, как концепция коллективной безопасности, декларация государств Договора о ней и основные руководящие принципы углубления военного сотрудничества между государствами. В соответствии с этими документами национальные контингенты организованы в три сектора (Западный, Закавказский и Центральноазиатский) и участвуют в совместных учениях в рамках своего сектора.

В ноябре 1995 года три основных члена СНГ: Россия, Казахстан и Беларусь договорились о создании Таможенного союза, который откроет двери единой экономической зоны. Этот союз впоследствии был преобразован в Евро-азиатское экономическое сообщество.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector